#notes@playthecult
Термин «трип-хоп» был впервые использован Mixmag в июне 1994-го для того, чтобы охарактеризовать трек In / Flux от DJ Shadow и саунд других похожих исполнителей с лейбла Mo’Wax. Впоследствии бристольские артисты, такие как Massive Attack, Portishead и Tricky были объединены под тегом «трип-хоп», несмотря на то что сами они неизменно и решительно отвергали этот тег. Такой дискурсивный конфликт поднимает вопрос о том, является ли сам тег значимым и уместным.
Авторы исследований в области популярной музыки неявно утверждают, что обоснованность тегов не обязательно зависит от их принятия артистами. По мнению музыковеда Франко Фаббри, черты, присущие жанру, утверждает комьюнити, но оно не ограничивается артистами, а включает в себя фанатов, журналистов, рекорд-лейблы и музыкальных академиков. Соответственно, у артистов нет карт-бланша в отношении того, как их музыка классифицируется, и все же их мнение нельзя сбрасывать со счетов по той же причине: они тоже являются частью сообщества. Задача состоит в том, чтобы согласовать расходящиеся точки зрения.
Чтобы понять, почему некоторые исполнители отвергли тег «трип-хоп», необходимо изучить некоторые мотивы создания новых жанровых тегов. Процесс обозначения новых жанров музыки не просто результат ее эволюционирующей природы. Звукозаписывающие компании и музыкальные журналы создают жанровые теги в качестве стратегии мерчандайзинга и для того, чтобы продать музыку новой аудитории. Аналогичным образом субкультуры используют поджанровые теги в качестве устройства управления воротами, которое запрещает вход всем тем, кто не обладает необходимыми знаниями для того, чтобы стать частью сцены или сообщества. Профессор Кембрю Мак-Леод в своей статье 2001 года описывает пять мотивационных факторов для создания новых жанровых тегов в сообществах электронной и танцевальной музыки. Можно утверждать, что два из них главным образом ответственны за отказ от тега «трип-хоп»: поджанровое деление как стратегия мерчандайзинга и как культурная апроприация. Такой вывод следует из большого количества интервью с артистами, в которых они выражают свое отвращение к термину «трип-хоп».
Из-за разногласий вокруг термина «трип-хоп» некоторые люди предпочитают термин «бристольский саунд» в качестве стилистического обозначения. Сложность заключается в том, что эти термины используются обычно как синонимы – никогда и нигде не указывается, что их отличает. В академической литературе некоторые авторы предпочитают термин «трип-хоп», другие – «бристольский саунд», в то время как за пределами научного круга эти понятия используются взаимозаменяемо. Однако в книге «Global Noise: Rap and Hip Hop Outside the USA» авторы начинают проводить возможные различия между этими двумя типами трип-хопа, хотя и воздерживаются от использования термина «бристольский саунд». Они описывают первую ветвь трип-хопа как инструментальный трип-хоп, связанный с лейблом Mo’Wax. Второй тип трип-хопа – это синтез главных качеств хип-хопа и формата традиционного рока; в качестве основного примера приводится «Dummy», альбом Portishead. Здесь можно увидеть различие между абстрактной инструментальной музыкой исполнителей Mo’Wax, таких как DJ Shadow, и песенным подходом таких артистов, как Portishead, Massive Attack и Tricky.
1. Wragg J. "Just Don’t Call it Trip Hop: Reconciling the Bristol sound style with the trip hop genre"
2. Wragg J. "Tracing the Roots of Trip Hop: How One City’s History Influenced a Global Genre"
3. Mohan R. "From Bronx’s Hip-Hop to Bristol’s Trip-Hop"